Cамый нетипичный город Голландии – Роттердам

Город контрастов с неповторимым архитектурным стилем — таким предстает Роттердам в глазах путешественников со всего мира.

Многовековая история Роттердама берет свое начало в X веке. Да, да, именно тогда люди начали обживать болотистые земли будущего европейского порта, и на месте слияния рек Маас и Ротте появилась рыбацкая деревушка. В XIII веке наводнения, постоянно разрушающие поселение, заставили местных жителей построить дамбу для защиты своих земель. Благодаря строительству дамбы, город получил сегодняшнее название — Роттердам, что означает «дамба на реке Ротте». Сегодня, по истечении 750 лет с момента образования города, вряд ли можно найти следы первоначального поселения, время не сохранило наглядных средневековых останков, а  город превратился в крупнейший порт Европы и третий (с 2000х годов) по размерам и загруженности порт мира, эталон футуристического искусства, архитектурный и научно-исследовательский центр Нидерландов.

«Почти каждый турист, когда-либо бывавший в Нидерландах, знает, что с погодой повезет только в том случае, если Вы — любимчик фортуны. Проливные дожди несколько раз в день и постоянный непрекращающийся моросящий дождь — грустная реальность. Однако плохая погода не может омрачить пребывание в новом месте, если у вас горят глаза», — думали мы, разглядывая в иллюминаторе стремительно уменьшающиеся оранжево-красные крыши уютных итальянских домиков, улетая из солнечного и душного Милана в дождливую Голландию.

В 22.55 нас радушно встретил Амстердамский Схипхол. Купив билет на поезд до Роттердама, мы, уставшие, но счастливые, побрели на перрон. Поезда из аэропорта в Роттердам ходят довольно часто. Единственная разница между ними — маршрут (и, соответственно, цена). Поезда Intercity direct ходят прямо, т.е. через город Бреда. Время в пути составит не более 50 минут. Все остальные поезда совершая «круг почета», идут через Гаагу и близлежащие города, время в пути чуть дольше — примерно 1 час 30 минут. Стоимость билета на intercity direct составляет 15 евро (если приобретать заранее через интернет — немного выгоднее), на непрямые поезда — в районе 12 евро (билет через интернет на такой поезд купить нельзя). Билеты в Схипхоле можно купить только в машинах-автоматах (они желтого цвета и находятся прямо на территории аэропорта).

Наличие билетов никто у нас не проверил (воможно, в силу ночного переезда в 23.45), и уже в начале первого часа ночи мы прибыли на Центральный вокзал Роттердама. Все кафе и рестораны, а также стойка информации для туристов уже были закрыты. Для тех, кто окажется в нашей ситуации (без интернета на вокзале в ночное время), — около стойки информации есть карта, где достаточно подробно размещена информация об историческом центре города. Мы знали адрес отеля, находился он в центре, поэтому решили пойти пешком. Конечно же, мы морально были в готовы к дождику, который ждал нас на выходе из ультрасовременного здания вокзала Роттердама. Но физически после 15ти минут ходьбы до отеля без зонта мои балетки промокли насквозь, а волосы стали похожи на мочалку. Переходя с улицы на улицу, я заметила, что лишь немногие заведения работают, хотя приближались выходные.

Мы остановились в отеле 3* в центре города — Euro Hotel Centrum, который я очень бы хотела порекомендовать. Идеальное соотношение цены и качества, хорошие завтраки, все чисто, приветливый персонал. Ночью нас по нашей просьбе бесплатно накормили ужином в номер (и это в час ночи, когда отельный ресторан уже не работает!). Кубические дома, торговый центр и рынок, мост Эрасмус и другие достопримечательности находятся в пешей доступности от отеля. Рядом много ресторанчиков и баров, которые отмечены как лучшие в городе по отзывам на Trip Advisor. Ссылка на отель: http://www.booking.com/hotel/nl/eurohotelrotterdam.ru.html

Итак, в эту ночь мы решили лечь спать, поскольку сил на увеселительные мероприятия не осталось.

—-

9 утра… за окном, естественно, капает дождь, а мы идем к Кубическим домам, расположенным в 10 минутах ходьбы от отеля. Благодаря шведскому художнику — идейному вдохновителю голландского архитектора Питера Блома на свет появилась это уникальное архитектурное сооружение, по форме напоминающее знаменитый «невозможный треугольник». Каждая квартира внутри кубического дома имеет площадь порядка 100 м2, однако, вследствие того, что грани куба наклонены, лишь половина площади является жилой. На первых этажах располагаются магазины и лавочки, парикмахерские и офисы, все, что выше, — жилые помещения. Кубические дома наклонены на 50 градусов, что создает интересный зрительный эффект. Кажется, будто дома в комплексе построены в виде куба, на самом же деле это иллюзия, созданная автором, а устойчивость конструкции придает форма параллелепипеда. Где еще такое увидишь?!

Дождик застал нас врасплох, посему следующей остановкой стал крытый рынок. Именно там нам удалось попробовать голландскую селедку. Цветовое решение рыночного комплекса удивит любого путешественника.

Поздним вечером внутренняя часть подсвечивается — зрелище нетипичное на фоне района вдоль улицы Overblaak.

На рынке вы не найдете торговых рядов с безделушками, зато здесь можно купить отменные сыры, специи, любого вида орехи, овощи, свежую рыбу, и, наконец, попробовать неповторимую brooged haring (бутерброд с селедкой и свежим луком) и понять, что в России селедка — это действительно (как выражается мой коллега) — картон. С селедкой можно усесться в ресторанчике на втором этаже и наблюдать за происходящим сверху. Кстати, здесь же есть супермаркет, а на этаже «-1» — WC.
Дождь  к обеду обычно утихает, вот и мы, дождавшись заветного времени, двинулись дальше. На выходе из Кубических домов можно заметить так называемый Дом-карандаш. Вместе с кубическими домами он составляет единый архитектурный ансамбль. Дом был построен по проекту того же архитектора Питера Блома и сегодня он является обычным многоквартирным домом, где в отличие от кубических домов, стены и пол расположены без изюминки просто.

Двигаясь по направлению к дому-карандашу мы почти вышли на набережную. Кроме заброшенной пристани, коих в Роттредаме довольно много, в глаза бросился красный мост — Willemsbrug. Мост был построен 24 года назад, в 1981 году и назван в честь голландского короля Уильяма III.

В солнечном свете мост Уильяма выглядит совершенно иначе. Но мы не в силах воевать с природой, довольствуемся тем, что есть.

Шагая вдоль по набережной, нельзя пройти мимо аллею флагов, их здесь не одна сотня. На ветру развеваются не только флаги стран Евросоюза, но и других государств и даже городов.

Аллея ведет к самому известному в Роттердаме мосту — Эрасмусу (Erasmusbrug). Возле пристани, откуда отправляются экскурсионные кораблики по порту Роттердама, находится Роттердамский автовокзал. Для тех, кто хочет уехать до Амстердама автобусом, сообщаем — рейсов там (по крайней мере в расписании) нет. В целом, здание вокзала больше напоминает офисный центр, поэтому его можно не заметить и пройти мимо. Единственное, что выдает это место, — площадка для автобусов, где иногда стоят автобусы Eurolines (так мы и узнали об автостанции).

Твердо решив попасть на экскурсию по Роттердамскому порту, мы купили билеты в кассе. Стоимость билета 11 евро. Экскурсии проводятся каждый час, в некоторые часы чуть чаще. Стоит предупредить, что на русском языке экскурсии на кораблике не проводятся, при этом по-английски (а также по-немецки и по-французски) все рассказывают предельно понятно и интересно. Тех, кого не смущает повествование на иностранном языке, милости просим. Лучше одеться потеплее, так как ветер на корабле беспощаден. Всегда есть возможность спуститься с палубы и сесть в ресторане поболтать за чашечкой кофе и погреться, НО (!) Вы пропустите самые интересные моменты и не испытаете полноты ощущений от увиденного. Еще один очевидный минус в том, что фотографировать из ресторана неудобно.

Первой остановкой корабля стал, конечно же, находящийся рядом мост Эрасмус — самый величественный и современный мост Роттердама. Благодаря вантовой конструкции и необычному дизайну, этот мост вскоре после строительства в 1996 году стал символом города, получив прозвище «Лебедь-мост». Сам мост разводной, иначе суда не смогли бы проплыть через него, уж слишком низкий величественный Эрасмус. Вечером и ночью мост подсвечивается, что придает сооружению современно-романтичный облик.

После того, как мы нам посчастливилось проплыть под Эрасмусом, мы двинулись вглубь порта по реке. Чего мы только не видели: и первые (старые) корабли в доках, и знаменитые европейские круизные лайнеры, и процесс перемещения грузов (их великое множество), и даже ветряные мельницы. И везде, естественно, причудливой формы дома, например, дом  буквой «зю».

На фото это выглядит не так шикарно, особенно в непогоду, но и экскурсия интересная, и посмотреть в живую стоит.

Одной из местных достопримечательностей считают отель New York, расположенный в современном районе на острове в бывшей штаб-квартире компании Holland America Line (собственно говоря, поэтому он и знаменит). Выглядит отель на фоне других зданий на острове довольно необычно, не вписываясь в общий архитектурный ансамбль. Хотя удивляться нет причин: мы в городе контрастов Рогттердаме.

Экскурсия длилась полтора часа, поэтому есть лишь один способ увидеть ВСЕ и узнать МНОГОЕ — посетить Роттердам. Вы не пожалеете.

Единственное, что вызвало всплеск эмоций и бурю недовольства — это фактическое отсутствие нормальных ресторанов в этой части города. Нас порадовала вывеска Subway, где удалось хоть что-то поесть. В основном, рядом кафешечки с местным фастфудом. Привычной европейской еды (!) там практически нет, поэтому не надейтесь на «голландскую кухню» (если такое сочетание вообще существует!), гурманам здесь попробовать нечего.

Пообедав, мы продолжили прогулку. Знаете, что самое странное? Мы наткнулись на памятник ЯЙЦУ. Да, да, яйцу, и выглядит он даже довольно мило — ничего лишнего:

Из странных странностей в Роттердаме мы нашли еще кое-что. Вашему вниманию представляется лампа — простая, обычная настольная лампа в цветочек…, стоящая на скамейке… в дождь.. просто так… без хозяина, не подключенная к электричеству и совершенно не вписывающаяся в уличный интерьер.. Эх, не здесь бы ей стоять. Несмотря на то, что русские тащат все и ото всюду (кто-то, как нме рассказывали туристы, даже тапочки из египетского Rixos), забирать это «чудо» и спасать от дождя мы не стали)).

Мощеный тротуар привел нас в парк, позднее мы узнали его название: Arboretum Trompenburg. Находится он в районе Кралинген, недалеко от Евромачты (откуда виден весь город), в зеленом парке очень уютно, можно посидеть отдохнуть, полюбоваться ивами(!), опущенными в воду, погулять по дорожкам и мостикам над рекой, посмотреть на причудливые памятники, арендовать машину, посетить ресторан, и, конечно, сфотографироваться на фоне возвышающейся над деревьями Евромачты.
К тому моменту мы уже порядком подустали, потому после вернулись в отель.

О том, что мы еще обнаружили по пути домой, как провели вечер и какие места посетили на следующий день, читайте в закрытом блоге.

P.S. Для тех, кто жаждет услышать рассказ из первых уст (пишу, потому что после выхода истории о поездке в Варенну на оз. Комо, меня одолели письмами и вопросами!), прошу писать мне по ссылке  http://vk.com/wanton_mary , на e-mail: halabashka@gmail.com. Рада буду помочь, поделиться, рассказать, посоветовать.